Как сделать вывод по мониторингу

Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в деятельности. В его рамках проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Педагогический мониторинг имеет специфический объект изучения и обеспечивает педагогов, руководителей ОУ и органов управления как сделать вывод по мониторингу качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательного процесса и средства, которые используются для их достижения.

Виды педагогического мониторинга

  • Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса;
  • Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса
  • Мониторинг социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп
  • Мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - учащийся; учитель – семья.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический мониторинг является элементом системы информационного обеспечения управленческих и педагогических решений и рассматривается как один их эффективных познавательных методов педагогического процесса.

Разработчиками образовательного мониторинга даются основные принципы: принцип непрерывности, принцип научности, принцип воспитательной целесообразности, принцип диагностико-прогностической направленности, принцип прогностического мониторинга, принцип целостности преемственности процессов слежения, диагностики, прогнозирования и управления образовательным процессом.

Понимая мониторинг в педагогике как форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающей непрерывное исследовательское слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем, одной из задач которого считается выделение и видение тех показателей, способных охарактеризовать ОУ и процесс, можно увидеть взаимосвязь мониторинга с функциями педагогического контроля и педагогического анализа, которые являются его методологическими корнями.

Сравнительная характеристика педагогического контроля и анализа


Параметры

Педагогический контроль

Педагогический анализ

Определение

Вид деятельности и функция руководителя совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия общегосударственным требованиям (нормативам) функционирования и развития системы учебно-воспитательной работы образовательного учреждения на диагностической основе (П.И.Третьяков, Т.И. Шамова).

Вид деятельности и функция управления, направленная на:
а) изучение состояния, тенденций развития;
б) вывод объективную оценку результатов, педагогического процесса;
в) выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу ее в новое, более качественное состояние (Ю.А. Конаржевский).

Цель

Сбор информации о состоянии управляемого объекта и о тех изменениях, которые происходят нем в результате воздействия управляющей системы, о том, как воспринимается и осуществляется командная информация, поступающая от управляющей системы теми или иными элементами управляемой системы; Ответ на два вопроса: «что?» и «как?», - является одним и главных, основных каналов сбора информации.

Обеспечение широты и глубины познавательного аспекта какого-либо процесса или явления как важнейшего фактора эффективности; «...чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности и тенденции. Анализ - это тоже обработка информации, но на более высоком уровне, когда еще до принятия решения формулируется проблема, ставится задача. Анализ служит целям обоснования решения; ответу на три вопроса: «Почему это произошло?», «Как ликвидировать причину негативного явления?», «Каким способом развивать положительное явление?»

Методы

Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, проведение контрольных работ и т.п.

Изучение документации, декомпозиция, группировка, аналогия, синтез, сравнение, установление причинной связи и т.п.

По отношению к познанию

Обеспечивает условия для осуществления познания

Осуществляет само познание;
обеспечивает глубину познавательного аспекта

Гносео-логические истоки

Возникает в результате процесса эктериоризации

Как вид деятельности возникает именно в результате процесса интериоризации

Особенности

а) перцептивный вид познавательной деятельности (сбор информации, сравнение положения дел с нормой, эталоном путем непосредственного отражения педагогической действительности органами чувств исполнителя);
б) коммуникативный вид деятельности (создание определенной коммуникационной сети, по которой происходит движение информации)

Мыслительная деятельность; можно вскрыть такие свойства педагогических явлений и ситуаций, которые органами чувств непосредственно не воспринимаются

Итог

Установление соответствия общегосударственным требованиям (нормативам) на диагностической основе функционирования и развития всей системы работы

Педагогический анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое. На этом этапе формулируются окончательные выводы, подтверждённые объективными данными

Функция «педагогический анализ» открывает и закрывает управленческий цикл, являясь соединительным звеном в цепи многократных и различных по периодам циклов управления ОУ. В конечном итоге, эта функция определяет (в соответствии с программными, нормативными документами) цели поведения системы, направление ее развития.


Педагогический анализ информации

Педагогический анализ конечных результатов

Функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние

Первый этап - определение предмета, состава и содержания анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифицируется по основным блокам, определяются цели ее анализа. Затем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицательно влияющие на развитие школы.
Второй этап - структурно-функциональное описание предмета анализа. Для того чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности). Третий этап - анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление - причина - условие - следствие. Причина возникает при взаимодействии: а) одной системы с другой или б) взаимодействии элементов данной системы. Условие - это обстоятельство, от которого зависит действенность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.
Заключительный этап. Здесь определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период.

Функция «педагогический анализ» имеет смысл, играет свою роль в управлении ОУ лишь при условии взаимодействия с другими функциями и высокого научного уровня их осуществления, взаимодействие педагогического анализа с педагогическим контролем делает последний более действенным и эффективным. Для того, чтобы педагогический контроль не являлся простым инструментом для констатации фактов, он должен обязательно вступить во взаимодействие с педагогическим анализом.

Между этими функциями существуют достаточные различия. Если контроль обеспечивает определенные условия для осуществления познания в процессе управления, то педагогический анализ и анализ вообще осуществляет само познание. Кроме этого, у этих двух управленческих функций совершенно разные гносеологические истоки. Управленческая деятельность в своей психологической основе есть совокупность внешней и внутренней деятельности. Но это взаимодействующая совокупность, в которой деятельность внутренняя происходит из внешней. Процесс такого перехода называется интериоризацией. Обратный переход обозначается термином «экстериоризация». Педагогический анализ как вид деятельности возникает именно в результате процесса интериоризации. Он принадлежит к мыслительному виду познавательной деятельности. Контрольная деятельность - это деятельность внешняя, формирующаяся за счет внешних действий с внешними объектами. В ее основе лежит восприятие объекта, непосредственное отражение действительности органами чувств. Такова одна из сторон гносеологического истока этих двух самостоятельных функций управления школой. Только в результате интериоризации внешних действий контрольной деятельности возникает педагогический анализ. Внутренняя психологическая деятельность - педагогический анализ формирования данных системы информации.
На самом же деле «всякая внешняя материальная деятельность человека уже содержит внутри себя психические компоненты (явления, процессы), посредством которых осуществляется ее регуляция. Нельзя, сводя действия человека к одной лишь внешней исполнительной части, вовсе изъять из внешней практической деятельности человека ее психические компоненты и вынести «внутренние» психические процессы за пределы «внешней» человеческой деятельности».

В основе педагогического анализа лежит такой вид познавательного компонента психологической структуры управленческой деятельности, как мыслительная деятельность. Все функции управления так или иначе связаны с познавательной деятельностью, но мыслительная деятельность лежит в основе только одной функции управления ОУ, которая осуществляет сопоставление мыслей, рассуждение, из одних мыслей выводит другие, опосредованно познает объективную педагогическую действительность и не просто познает, а осуществляет обобщенное познание этой действительности. Только в результате реализации функции педагогического анализа в процессе осуществления управления ОУ руководитель может вскрыть такие свойства педагогических явлений и ситуаций, которые органами чувств непосредственно не воспринимаются.

Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технологическая услуга с позиций менеджмента в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.

В условиях большей самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий ОУ, а значит, и повышения ее ответственности, контролъно-диагностическаяфункция управления начинает занимать особое место в целях стимулирования деятельности педагога, детей и подростков. Сочетание административного и общественного контроля внутри ОУ с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы ОУ. В конечном счете при переходе в режим самоуправления оценка деятельности ОУ становится предметом ежедневной заботы самого ОУ, частью ее профессиональной деятельности.

Расширительное толкование понятия педагогического мониторинга, когда в это понятие включается не только сбор, хранение обработки информации о деятельности ОУ, но и решение в комплексе вопроса о распространении информации (организации информационных потоков), и утверждение того, что это является необходимым условием функционирования системы мониторинга, также входит в рассматриваемое понятие педагогической диагностики как изучение, оценка, регулирование и коррекция процесса или явления. Поэтому и постановка задач мониторинга им видится в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения в работе педагогической системы.

Эти отклонения вызываются влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов. Поэтому нельзя согласиться с тем, что педагогический мониторинг - это новая функция управления и с тем, что каждая функция управления выступает как новая точка мониторинга.

Так как фактические результаты деятельности, степень отклонения, сравниваются с определенной нормой, поэтому она является необходимым условием и основанием мониторинга. При этом установление уровня соответствия процесса и его результатов стандарту или норме представляет собой контроль. Таким образом, проконтролировать - значит установить, насколько ОУ действуют в соответствии установленным правилам и положениям. Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий и процесса образования независимыми комиссиями.

Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли ОУ требованиям детей, их родителей, педагогов? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования? Основными инструментами внутреннего мониторинга являются самоанализ, анкетирование, обсуждение, педагогический совет.

Под мониторингом мы понимаем такой метод исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы - педагогической диагностики.

Мониторинг как метод исследования

 

Коллективная

 

 

На основе совершенствования инструментария - педагогической диагностики

 

Нормативная

деятельность

 

 

Контрольно-аналитическая

 

 

Логика его состоит в определении небольшого числа показателей, отражающих состояние системы. Методом повторных замеров накапливается, а затем анализируется информация в динамике, при этом используется сравнение с базовыми и нормативными показателями.

За сравнением реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности следует содержательная оценка и коррекция. Мониторинг и оценка будут настолько эффективны, насколько корректно заданы стандарты и нормы.

Исходя из этих положений мы можем утверждать, что ОУ как развивающая и развивающаяся система может осуществлять постоянный контроль (самоконтроль), анализ (самоанализ) на своем уровне, но вместе с тем, необходима исследовательская информация от отделов образования, от научного сообщества и все это вместе взятое подвергается исследованию на уровне аккредитационного сообщества, для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности, социально-психологической развитости детей и подростков необходима и государственно-общественная экспертиза на диагностической основе.

Педагогическая диагностика - инструмент мониторинга, понимается нами как одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь это на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя ОУ.

Педагогическая диагностика

 

Одновременные и оперативные

 

Изучение

 

Процесса или явления

 

 

Оценка

 

 

 

Регулировка и коррекция

 

Правильная диагностика причин по характерным признакам и другим объективным данным создает условия для успеха действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий. Внедрение педагогической диагностики на основе информационно-аналитической деятельности в практику работы педагогов, руководителей ОУ и работников отделов образования помогает рассматривать все явления жизни ОУ через призму педагогического анализа их причин, это важнейшая задача обновления ОУ, позволяющая избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности.

1.5. Рекомендуемая литература

  1. Афанасьева Т.Л., Елисеева И.А., Немова Н.В. Аттестация педагогических и руководящих кадров в образовании. М., 2000.
  2. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой. М., 2005.
  3. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность директора школы. М., 2007.
  4. Зверева В.И. Самоаттестация школы. М., 2009.
  5. Конаржевский Ю.И. Внутришкольный менеджмент. М., 2009.
  6. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.М. Шамовой. М., 2002.
  7. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 2005.
  8. Шамова Т.И., Тюлю Г.М., Литвиненко Э.В. Оценка управленческой деятельности руководителей школы. Вологда, 2005.
  9. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 2004.

1.6. Интернет-ресурсы:

  1. www.ppoisk.com/1.1.htm
  2. www.kros.ru/_idc/polojenie.php
  3. www.niro.nnov.ru/?id=894
  4. taseevo.ru/moodle/mod/resource/view.php?id=291

 


Закрыть ... [X]

Мониторинг результатов в программах ДО - Информационно Как сделать рестарт на сампе

Как сделать вывод по мониторингу Как сделать вывод по мониторингу Как сделать вывод по мониторингу Как сделать вывод по мониторингу Как сделать вывод по мониторингу Как сделать вывод по мониторингу