Как сделать библиотеку красивой

Конечно же, о школе, об учителях, глубоко владеющих психолого-педагогическими знаниями и понимающих особенности развития школьников; о детях, обладающих такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения; о новых технологиях и методиках здоровьесберегающего обучения и многом другом.
Все это здорово, все это правильно, так и должно быть, и никто не будет против, но... О такой важнейшей части школьной инфраструктуры, как библиотека, ценность которой понимал Д.С.Лихачев и называл ее «кабинетом №1 в школе», - где?
Ни строчки о школьной библиотеке в четвертом направлении - «Развитие школьной инфраструктуры», ни строчки и в такой важной части проекта, как «Инструменты и механизмы обновления школьного образования».
Во всем мире библиотекарь - это самый уважаемый человек, образованный, эрудированный. А школьная библиотека - это кабинет не только информационный, но и духовно питающий. Это сердце, мозг школы, это своего рода кабинет психологической разгрузки, где должно быть уютно и комфортно, светло и красиво. В ней должно быть все самое лучшее, чтобы дети тянулись в библиотеку, а значит, получали достойное образование и развивались духовно.
А на деле? Доколе она будет ходить в падчерицах у школы?
Эти слова горечи вырвались после прочтения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Но может, с внедрением образовательных стандартов второго поколения что-то изменится в отношении школьных библиотек - вот где появилась искорка надежды, что что-то изменится в отношении школьных библиотек.
Не так давно школьных библиотекарей приглашали на областной семинар по как сделать библиотеку красивой внедрению стандартов нового поколения. Мы обсуждали роль современной школьной библиотеки красивой как условия реализации нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Было радостно, что в стандарт заложены требования об обязательном техническом оснащении библиотечно-информационного центра (в принятом стандарте для начальной школы - библиотеки) в соответствии с поставленными задачами: «обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления...».
Иными словами - в библиотеке (БИЦ), как и в учебных кабинетах, должен быть скоростной Интернет, достаточно рабочих мест (компьютеров) и доступ к Интернету по локальной сети (или через wi-fi) для всех пользователей. Работники этого самого БИЦ (библиотекари, специалисты по чтению, IT-технологиям) осуществляют «информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг...», а сами БИЦ должны быть «укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана...». И что очень важно, помимо учебной, учебно-методической литературы и «материалов по всем учебным предметам и курсам» фонд школьной библиотеки на любых носителях должен быть укомплектован дополнительной литературой, включая «отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».
Что ж, в стандарте емко выражена суть того, что должно соответствовать понятию «современная школьная библиотека». Все остальное должно быть отражено в нормативных документах, отвечающих на вопросы, чего и сколько должно быть в образовательном учреждении для обеспечения заявленного образовательного стандарта.
Что нужно сделать, чтобы в современной школе появилась и прочно укоренилась качественно новая современная школьная библиотека?
На мой взгляд, следующее:
1. Школьная библиотека - важнейшая часть школьной инфраструктуры, важнейший компонент педагогической системы общеобразовательного учреждения. Без хорошей библиотеки школа не может реализовать свою образовательную деятельность. Библиотекарь не должен быть «прослойкой» между учителем и техническим работником. Необходимо введение квалификации «библиотекарь-педагог». Библиотекарь, так же как и учитель, учит детей умному, доброму, вечному, защищает и развивает интересы учащихся. Необходимо материальное стимулирование библиотекаря, у него должна быть нормальная зарплата, а не то нищенское пособие, которое существует в настоящее время. На государственном уровне должно быть общественное признание библиотекаря. Да и сам библиотекарь должен быть профессионалом, личностью, не только использующей все формы и методы традиционной библиотечной деятельности, но и внедряющей инновации в своей работе. Именно в библиотеке может и должно развиваться все инновационное.
2. В последние годы мы только и говорим о том, что наши дети мало читают. ДЕТИ ЧИТАЮТ. Вопрос в другом - что они читают? Что мы можем им дать при бедности наших фондов? Часто при визите в библиотеку и виде убожества книг у ребенка исчезает желание посещать ее. Нет книг, которые бы заинтересовали ребенка. Старые, грязные, обветшавшие, они отталкивают его от книги вообще. Все это приводит к тому, что дети редко посещают библиотеки.
Для успешной реализации идей нового стандарта библиотечные фонды должны быть укомплектованы печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана, а также дополнительной литературой на всех видах носителей информации.
3. Должны быть созданы все условия для работы с информацией - это и достаточное количество компьютеров, принтеров, сканирующих и тиражирующих устройств для записи и обработки информации различными способами. В библиотеках должны внедряться программы по автоматизации библиотечного обслуживания учащихся.
4. Библиотека должна быть обеспечена не только современной мебелью и техникой, но и расходными материалами, канцелярскими принадлежностями. Помещение библиотеки должно соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, обладать достаточной площадью и освещенностью. Создание такой комфортной библиотечной среды приведет обязательно к заинтересованности не только библиотекой, но и книгой.
5. И самое главное, руководители школы должны нести не формальную ответственность за библиотеку - комплектование библиотечных фондов и обеспечение библиотеки всем необходимым для работы.
Для того чтобы решить эти проблемы, необходимы финансовые средства, которых у школы на библиотеку нет. А значит, библиотекари работают на голом энтузиазме, что ведет к некачественному обслуживанию учащихся школ и не соответствует требованиям к результатам работы школьных библиотек в условиях реализации ФГОС.
Для реформы школьной библиотеки нового вида, соответствующей требованиям ФГОС, нужно не только понимание руководителем школы проблемы, но и реальная помощь в ее решении.

Наталья Налимова, заведующая библиотекой средней школы №2, р.п. Сузун, Новосибирская область


Закрыть ... [X]

Как сделать библиотеку интересной и привлекательной Пряжинская Поздравления от вахтанга кикабидзе

Как сделать библиотеку красивой Как сделать библиотеку красивой Как сделать библиотеку красивой Как сделать библиотеку красивой Как сделать библиотеку красивой Как сделать библиотеку красивой Как сделать библиотеку красивой