Артикуляционная гимнастика при коррекции дизартрии

Глава 5. Коррекция речи при дизартрии

Сложный характер дизартрии, а также то, что она является не самостоятельным заболеванием, а частью того или иного неврологического синдрома, обусловливает необходимость комплексной терапии больных с дизартрией. Учитывая то, что данное учебное пособие является нейропсихологическим, мы не станем описывать методы, используемые в широкой логопедической практике, а остановимся лишь на той части комплекса, который непосредственно связан с воздействием на мозговые структуры, иннервирующие органы артикуляции, а также на тех психологических проблемах, которые возникают у больных вследствие переживания дефекта и вызванных им ограничений общения с окружающими.

Психолого-логопедическое воздействие при дизартрии направлено на коррекцию отношения больного, испытывающего серьезные затруднения в речи, к актам речевой коммуникации. Как взрослый больной, так и ребенок должен знать, что он, имея нормальный интеллект, способен к полноценному общению. Необходимо продемонстрировать ему доступные способы коммуникации, например, жестово-мимические, пиктограммные, интонационные. Обучение им предотвратит определенные деформации личности, возможные без принятия данных мер.

Наиболее важное место в комплексе терапевтических мер при дизартрии занимает логопедическая работа, направленная на разработку органов артикуляции.

Коррекционная работа при бульварной и псевдобульбарной дизартриях включает:

-массаж органов артикуляции;

-исправление произношения звуков речи;

-нормализацию речевого дыхания и голоса;

-работу над выразительностью речи.

Наиболее часто применяются два вида массажа: активизирующий и расслабляющий. Активизирующий массаж производится при вялости артикуляционных мышц (вялые параличи или парезы), т.е. при бульбарной дизартрии. Расслабляющий массаж показан для мышц с повышенным тонусом (спастические параличи или парезы), т.е. для псевдобульбарной дизартрии. Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, большая часть которых относится к языку как наиболее активному органу «говорения».

Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему:
Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Для развития подвижности языка при дизартрии и тяжёлых нарушениях артикуляции рекомендуется использовать следующие приёмы:

  • положить кусочек сахара (леденца) между щекой и зубами — для стимуляции движений языка в сторону;
  • дотронуться до кончика языка холодным металлическим предметом (шпателем) — для сокращения кончика языка;
  • намазать нижнюю губу вареньем или протягивать к губам ребёнка конфету — для выработки движения языка вперёд к губам.

Для активизации движений мягкого нёба ребёнка обучают произвольному глотанию, для чего учитель-логопед капает на корень языка капли воды.

Артикуляционная гимнастика начинается с пассивной гимнастики (при помощи механического воздействия — под нажимом руки учителя-логопеда, зонда, шпателя), которая постепенно переходит в пассивно-активную, а затем — в активную, выполняемую по инструкции учителя-логопеда, под его счёт.

Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определённых мышц. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Пассивные упражнения создают кинестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Направление, объём и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребёнка. Он производит артикуляционное движение только при помощи механического воздействия. Пассивные движения осуществляются сериями по 3—5 движений в каждой серии. Примеры упражнений пассивной артикуляционной гимнастики:

Пассивная гимнастика языка:

  • выведение языка из ротовой полости вперёд;
  • втягивание языка назад;
  • опускание языка вниз (к нижней губе);
  • поднимание языка вверх (к верхней губе);
  • боковые отведения языка (влево и вправо);
  • придавливание кончика языка ко дну ротовой полости;
  • приподнимание кончика языка к твёрдому нёбу;
  • лёгкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Пассивная гимнастика губ:

  • собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии);
  • собирание нижней губы (тем же приёмом);
  • собирание губ артикуляционная гимнастика при коррекции дизартрии в трубочку («хоботок»), производя движение к средней линии;
  • растягивание губ в «улыбку», фиксируя пальцами в углах рта;
  • поднимание верхней губы;
  • опускание нижней губы;
  • смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.
  • создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).

Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией («Твой язык сейчас внизу: посмотри в зеркало, почувствуй это положение»).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Учителя – логопеды в своей работе с успехом применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежед.

Дыхательная гимнастика при дизартрии

Для коррекции дизартрии прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению г.

Статические артикуляционные упражнения при дизартрии.

Статические артикуляционные упражнения при дизартрии.Упражнение для губ Упражнение «.

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии.

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р.

Артикуляционная гимнастика при формировании фонетической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Артикуляционная (речевая) гимнастика проводится для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи.Цель.

Артикуляционная гимнастика при горловом звуке [Р]

Правильное произношения звука [Р] получается, когда язык поднимается к верхним зубам, кончик языка напряжен и вибрирует от направленной на него воздушной струи. А при горловом произношении [Р] з.

Артикуляционная гимнастика: для губ и щек


- Сынишке скоро в первый класс.Подготовка к школеуже началась - нам посоветовали посещать еще илогопедические занятия. Выяснилось, что мы могли самостоятельно заниматься артикуляционной гимнастикой, тогда дефекты речи исправляются быстрее.

- А нам помоглашкола раннего развития. Основные приемы логопедической гимнастики нам показали именно там, и я сама занималась с сыном.

Вот такой разговор двух мам мы услышали. В нем упоминалась артикуляционная (логопедическая) гимнастика. Для чего же она нужна и как правильно ею заниматься?

С помощью специальных упражнений тренируются органы артикуляционного аппарата. Даже если есть серьезные проблемы с произношением звуков, их будет легче исправить, если ранее с малышом занимались логопедической гимнастикой.

Важнейшие принципы занятий артикуляционной гимнастикой – регулярность и последовательность. Заниматься нужно несколько раз в день: не подолгу, а от трех до пяти минут. От простых упражнений переходите к более сложным.

Для занятий логопедической гимнастикой понадобится зеркало. Малыш должен видеть, что он делает. Это у нас, взрослых, процесс артикуляции доведен до автоматизма, а ребенок нуждается в зрительном восприятии и контроле.

При выполнении упражнений лучше сидеть: так малыш меньше напряжен.

Сначала сами проделайте упражнение, коррекции а потом пусть малыш повторяет за вами.

Первоначально упражнения могут выполняться медленно, затем скорость можно увеличить. Но при этом важно следить, чтобы малыш выполнял упражнения точно и плавно.

Логопедические занятия не должны быть скучными, поэтому для достижения лучших результатов превратите их в увлекательную сказку. А героями могут быть, например, губы, щеки и язык.

Начнем с упражнений для губ.

Чтобы выполнить упражнение «Улыбочка», пусть ребенок улыбнется и удерживает губы, чтобы не было видно зубов.

А если сомкнуть зубы и улыбнуться так, чтобы зубы были видны, получится «Заборчик».

Еще можно сделать «Трубочку» (вытянуть губы вперед).

Для выполнения упражнения «Бублик» нужно сомкнуть зубы, а губы округлить, слегка вытянув вперед. Верхние и нижние резцы при этом должны быть видны.

Полезными будут и сочетания упражнений. Чередуйте, к примеру «Заборчик» и «Бублик».

- чередовать «Трубочку» и «Улыбочку»;
- продемонстрировать, как разговаривают рыбки. Для этого нужно хлопать губами друг о друга;
- показать, как фыркает лошадка: легко и активно выдыхать, пока губы не начнут вибрировать;
- изобразить «пятачок»: сначала проделать упражнение «Трубочка», а затем двигать губами влево, вправо и по кругу.

Для слабых губ подойдут такие несложные упражнения:

- пусть ребенок нарисует круг или квадратик, удерживая карандаш губами;
- малыш удерживает губами салфетку из марли, а вы пробуете ее выдернуть.

Существуют упражнения и для губ, и для щёк. Их тоже можно превратить в игру. Пусть малыш изобразит сначала сытого хомячка (надует щеки), а потом – голодного (втягивает щеки). Еще можно покусывать и растирать щечки.

- «Маятник качается». Нужно приоткрыть рот, улыбнуться и направлять кончик язычка поочередно то к одному, то к другому уголку рта.
- «Прячем конфетку». Нужно упираться языком то в одну, то в другую щёчку (рот при этом закрыт).
- «Почистим зубки». Рот закрыт, язык выполняет движения между губами и зубами.
- «Ах, как вкусно!». Нужно облизать губы - сначала верхнюю, а потом нижнюю. Чтобы малыш выполнял это упражнение с особым удовольствием, намажьте его губки вареньем или шоколадом.

Наша последняя рекомендация применима для всех упражнений артикуляционной гимнастики. Нет, не нужно для выполнения каждого из них смазывать губки малыша чем-то сладким. Необходимо проводить занятия в легкой, увлекательной форме, и тогда ребенок будет ждать их с нетерпением.

Источники: http://pedlib.ru/Books/2/0161/2_0161-279.shtml, http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/12/15/artikulyatsionnaya-gimnastika-pri-dizartrii, http://logopedplus.by/special/view/artikulyacionnaya_gimnastika_dlya_gub_i_schek/

Комментариев пока нет!


Закрыть ... [X]

Методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) Когда мы будем вместе открытки на

Артикуляционная гимнастика при коррекции дизартрии Артикуляционная гимнастика при коррекции дизартрии Артикуляционная гимнастика при коррекции дизартрии Артикуляционная гимнастика при коррекции дизартрии Артикуляционная гимнастика при коррекции дизартрии Артикуляционная гимнастика при коррекции дизартрии